Среда, 30.09.2020, 02:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя географии, биологии и химии

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ С БИОЛОГИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

скачать документ

скачать презентацию

Одна из задач школы в современных условиях развития общества — формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Содержание школьного курса биологии отражено в учебниках, являющихся важнейшими источниками знаний и средством обучения. Систематическое использование учебника на уроках — эффективный способ формирования у школьников навыков самостоятельного добывания знаний. Рассмотрим некоторые приемы работы с содержанием учебника «Общая биология»

Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому все объяснили. Поэтому задача учителя — не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.

При организации работы с различными структурными компонентами учебника можно выделить несколько групп приемов:

1-я группа — организационные приемы, предполагающие развитие умений ориентироваться в учебнике, быстро находить необходимый информационный материал в тексте;

2-я группа — различные приемы работы с текстом;

3-я группа — приемы работы с вопросами, заданиями, иллюстрациями.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: репродуктивно-поисковый, сравнительно-аналитический и творческий. Это позволяет в рамках обычно­го урока осуществлять дифференцированный подход в обучении, значительно облегчает выполнение домашнего задания.

 

ХАРАКТЕР РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ

 

I. РЕПРОДУКТИВНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

1. Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем раздела, например, «Возникновение жизни на земле», «Развитие жизни на земле» «Генотип как целостная система», «Доказательства эволюции» и др.

  1. Чтение текста с заполнением таблицы.

Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем: «Уровни организации живой материи», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Митоз», «Борьба за существование», «Приспособленность организма к условиям внешней среды», «Взаимоотношения между организмами».

Например; при изучении темы «Главные направления эволюции» составляется таблица.

Эра, период\ Ароморфозы у растений\ Ароморфозы у животных

При изучении темы: «Химический состав клетки. Неорганические вещества», выполняется следующая таблица:

Название вещества/ Особенности строения молекул веществ/Функции вещества в клетке

По мере чтения текста о делении клетки в теме: «Митоз» суворовцы заполняют следующую таблицу: Фазы митоза/ Название фазы / Схематический рисунок

 

  1. Составление таблиц.

Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации. Таблицы можно составлять самостоятельно.

При изучении темы «Пластический обмен учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:

Сравнительная характеристика ДНК и РНК

Признаки

ДНК

РНК

Количество цепей

 

 

Азотистые основания

 

 

Моносахариды

 

 

Функции

 

 

 

  1. Составление проблемных вопросов по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти мате риал для составления таких вопросов. Прямо­го ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Например:

В теме «Биологические полимеры — белки». Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов? В теме «Наследственная генотипическая изменчивость». Вопрос: почему в природе очень редко встречаются две одинаковые особи любых видов организмов? В теме «Оплодотворение». Вопрос: почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?

Эпиграфы также могут выступать в качестве проблемных вопросов к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение но­вой темы с эпиграфа и возвращаться к нему вновь в конце темы. Эпиграфом урока: «Белки, их строение и функции» могут быть слова Ф. Энгельса – «Жизнь есть способ существования белковых тел».

Урок начинается с данного эпиграфа и как вывод можно возвратиться к нему в конце урока.

 

5. Составление опорных логических схем, точек.

План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.

Опорные точки по теме «Прокариотическая клетка» составляются учащимися при работе с учебником.

Пример:

1.Бактерии — древняя примитивная форма жизни.

2.Обитают повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах.

3.У бактерий генетический аппарат клетки представлен одной кольцевой молекулой ДНК, в цитоплазме мало мембран, есть рибосомы, осуществляется синтез белков, ферменты диффузно рассеяны по цитоплазме или прикреплены к мембране.

4.Способы деления: деление надвое, реже половой процесс.

5.Способ защиты от неблагоприятных условий — спорообразование.

  1. Виды бактерий: полезные, болезнетворные.
  2. Написание краткого конспекта.

По сложным темам, курсам, считаю полезным составление учащимися кратких конспектов. Это дает возможность суворовцу вы­брать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот прием может быть применен как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода темы: «Пластический и энергетический обмен», «Митоз», «Мейоз», «Этапы эмбрионального развития», «Строение клетки».

  1. Изучение терминов.

Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием их определений. Учащийся должен понимать смысл, уметь пользоваться определениями. Если термин встречается редко и отсутствует система его отработки на каждом уроке, то в памяти он остается не долго. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В основе осмысленного запоминания лежат смысловая группировка или разбивка на части с вы­делением главного.

Например: консументы (от латинского «консумо» употреблять, расходовать) - растительно-ядные и плотоядные животные, потребители органических веществ.

Редуценты (от латинского «редуцере» - уменьшение, упрощение строения) – микроорганизмы, грибы – разрушители органических остатков.

Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины. Для качественного освоения научного языка использую следующий алгоритм:

• проговаривание термина;

• запись на доске и в тетради;

• работа над орфографией;

• выявление этимологии термина;

• тренинг.

Работа с терминами — важная составляющая процесса обучения. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает данный термин или пропустят объяснение какого-либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и пропадает интерес к предмету. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении биологичес­их диктантов.

Пример биологического диктанта по теме: «Взаимоотношения организма и среды».

Задание: дайте определения следующим понятиям:

· аменсализм

· симбиоз

· мутуализм

· протокооперация

· паразитизм

· конкуренция

· биологический оптимум

· ограничивающий фактор

· правило экологической пирамиды

· принцип Гаузе.

8. Ответы на вопросы к параграфам.

Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке (при проведении письменных работ).

В качестве примера рассмотрим ответ на следующий вопрос: «Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве: 1 — азот, 2 — кислород, 3 —углерод, 4 — водород?»

Было бы неверным считать ответ на вопрос простым воспроизведением знаний. В 25% случаев ученик действительно может угадать ответ или помнить текст учебника, но может прийти к ответу в результате рассуждения:

Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота.

9. Составление плана к тексту параграфа.

Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию его основного содержания, формирует умение выделять главные мысли.

10. Самостоятельная работа по учебно-тематическим картам с учебной литературой.

Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. На уроках биологии можно использовать учебно – тематические карты для работы с учебником. В учебно- тематической карте ставится определенная цель для самостоятельного изучения темы.

Особое внимание обращается на разнообразие форм заданий для работы Ответы на вопросы, заполнением таблиц, тестовые задания, работа с рисунками, конспектирование учебного материала. Задания должны быть рассчитаны как на простое воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность.

Смена видов деятельности, а так же выполнение учащимися заданий различного уровня сложности, делают урок интересным, позволяют суворовцам максимально реализовать себя на уроке.

II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Сравнение и анализ информации. Это иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам учитель ведет практически параллельно с описанными выше формами работы, так как они также требуют умения находить глав­ное, кратко записывать и четко формулировать свои мысли. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков, а также обобщения и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

  1. Задания по работе с иллюстрациями учебниками.

Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки.

Например, при изучении темы: «Общие закономерности биологической эволюции» я предлагаю рассмотреть рис. 41 «Конвергентное сходство конечностей у насекомого (медведка) и млекопитающего (крот), ведущих роющий образ жизни» сделать вывод: животные обитающие в одинаковых условиях, но относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение.

При изучении закона зародышевого сходства (К Бэра) рассматривают рис 94, «Зародышевое сходство у позвоночных». На основании этого делают вывод: зародыши всех позвоночных сходны на ранних этапах развития.

2. Сравнительный анализ данных таблиц или схем. Пример: «На основании данных приведенной ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью происходящего в них обмена ве­ществ».

Содержание воды в разных тканях человека Название ткани Содержание воды (в %)

3. «Пометки на полях». Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.

III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:

  1. Составление тестов учениками.

Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. После изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.

  1. Создание синквейна. В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово)

Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная фор­ма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается, поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

  1. Составление вопросов.

Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в параграфе. Они должны начинаться определенным образом.

Важно объяснить, что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них. Проверку работы можно проводить несколькими способами: выборочно или у всего класса в тетрадях; заслушивая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах и соревновании между ними.

  1. Моделирование.

Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой.

Например: При изучении темы «Фенотипическая изменчивость» можно дать задание сделать рисунок, отражающий изменения признаков растений, животных, в связи с различной средой их обитания.

При изучении темы «Бесполое размножение», «Строение белков» учащиеся самостоятельно могут создать схему опорного конспекта.

На уроках по темам: «Генетика», «Молекулярная генетика» они с удовольствием придумывают биологические задачи.

Для активизации познавательной деятельности учащимся им предлагают найти в дополнительной литературе информацию о способах приспособлений у животных и растений разных географических зон; подобрать материал о различных формах борьбы за существование; полезных и конкурентных взаимоотношениях между организмами; клонировании; достижениях клеточной и генной инженерии.

Придумать фантастический рассказ о происхождении жизни или будущем человека.

5. Составление вопросов творческого характера.

а) Задания на установление соответствия.

б) Задания на отражение последовательности биологических процессов и явлений.

Установите последовательность процессов биосинтеза белка в клетке.

А) синтез иРНК на ДНК

Б) приспособление аминокислоты к тРНК

В) добавка аминокислоты к рибосоме

Г) перемещение иРНК из ядра к рибосоме

Д) нанизование рибосом на иРНК

Е) приспособление двух молекул тРНК с аминокислотами к иРНК

Ж) взаимодействие аминокислот, присоединенных к иРНК, образование пептидной связи

6. Составление рассказа с биологическими ошибками.

Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.

7. Составление текстов с пропущенными словами.

Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к … структуре белка. В результате образования водородных связей между – СО – и – NН – группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали – это … структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида - … структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы - …, который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

  1. Составление кроссвордов, ребусов, загадок.

Например при изучении темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов», учащимся был предложен следующий кроссворд.

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

Ключевое слово по вертикали:

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

 

ВЫВОД

Таким образом, конечная цель использования учебника на уроке:

• подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой;

• обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учеб­ной деятельностью.

В процессе обучения на уроках следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. К признакам самообразовательной деятельности относят:

  • высокий уровень активности и
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2020
uCoz